Импорт контейнеров превалирует, но у экспорта выше потенциал

Перевалка контейнеров в портах в экспортно-импортном сообщении по итогам 2023 года прогнозируется на уровне 4,6 млн TEU, сообщил старший вице-президент по операционной деятельности и взаимодействию с государственными органами власти ГК «Дело» Денис Илатовский. Это больше результата 2022-го (4,3 млн TEU), но меньше показателя 2021-го (4,9 млн TEU).

Драйвером перевозок сейчас выступает импорт. В импортном сообщении, как ожидается, по этому году будет переработано 2,8 млн TEU (в 2021-м – 2,7 млн, в 2022-м – 2,4 млн TEU).

В свою очередь экспорт контейнерных грузов через порты снижается: в 2021-м он составлял 2,2 млн, в 2022-м – 1,9 млн, в 2023-м – 1,8 млн TEU.

В целом контейнерооборот по всем бассейнам активно восстанавливается. Например, в портах Балтики в 2023 году он прогнозируется на уровне чуть более 1 млн TEU (здесь растет как импорт, так и экспорт), в 2024-м – 1,2 млн. Напомним, в 2021 году в Балтийском бассейне было переработано 2 млн TEU.

Поступательно развивается перевалка на Дальнем Востоке. В 2021 году она составляла 1,7 млн, в 2022-м – 1,9 млн. По прогнозу этот показатель в 2023-м возрастет до 2,2 млн, а в 2024-м превысит 2,3 млн TEU. Однако через дальневосточные терминалы сейчас растет только импорт, в последние 5 месяцев экспортные грузы снижаются.

«Это следствие той совместной технологии перевозки контейнеров в полувагонах, которую организовали по сути 4 структуры: угольщики, контейнерщики, портовики и РЖД», – сказал Д. Илатовский.

На какой-то период импортные контейнерные потоки сохранят свой приоритет, говорит первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» Валерий Веремеев. Но стратегически, считает он, экспортные перевозки будут важнее для российских отправителей, потенциал экспорта в долгосрочной перспективе оценивается выше.

Если брать не только отправки контейнеров через морские направления, но и по сухопутным маршрутам, то к 2035 году контейнерный поток с участием железных дорог возрастет до 12 млн TEU, говорит В. Веремеев, уточнив, что по итогу 2023-го он составит 7,4 млн TEU.