Конфликт в Красном море

В ночь на 12 января США и Великобритания при поддержке других стран нанесли серию ракетных и авиаударов по позициям хуситского движения «Ансар Аллах» в Йемене. Это стало ответом, по мнению стран коллективного Запада, на угрозу свободе судоходства в Красном море. Как бы то ни было, в последнее время ухудшалась ситуация с морскими перевозками по Красному морю. Многие перевозчики отказывались идти через Суэцкий канал, предпочтя обходной путь. Для рынка это не могло пройти бесследно.

Как отмечают в компании Novelco, заметно увеличивается транзитное время, а также ставки в порты Новороссийск и Санкт-Петербург из Индии, других азиатских стран по deep sea. Еще до 12 числа в среднем так называемый военный сбор для судов, которые все же решались идти через Суэцкий канал, составлял $150–300 за 1 TEU.

США призвали судоходные компании пока не пользоваться Баб-эль-Мандебским проливом. Само по себе это наносит колоссальный ущерб экономике, подчеркнул старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Сергей Серебров.

«Это самый короткий маршрут из Азии в Европу. Альтернативный маршрут, которым сейчас вынуждены пользоваться суда – через Мыс Доброй Надежды, что увеличивает время в пути от 8 до 14 дней. Соответственно, затраты на каждое современное судно примерно увеличиваются на $1 млн. Это повышает фрахт и т. д.», – говорит он.

Значение Баб-эль-Мандебского пролива сложно переоценить, поскольку через него традиционно проходит 15% мирового оборота контейнеров, 12% нефти и 8% сжиженного природного газа.

В настоящее время даются различные оценки участникам конфликта. Ситуация выглядит неоднозначной.

«Стало ли кому-то лучше? Нет, – считает руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Бакланов. – Ведь наносится ущерб судам третьих стран».

Сейчас один из главных вопросов, насколько долго продлится вооруженное противостояние в регионе, не перерастет ли оно в более масштабные боевые действия, в том числе с участием новых стран.

Британские морские страховщики внесли южную часть Красного моря еще в декабре прошлого года в перечень зон высоких военных рисков, передает Reuters. В дальнейшем компании взвесят риски и решат, следует ли им продолжать движение через указанный водный регион, сообщил Lloyd's List. Глобальная торговля найдет выход. Вопрос – в цене, которую заплатит потребитель.