Демередж и детеншен в контейнерных грузоперевозках — что это?

31.10.2021 / Логистика

Ни одна грузоперевозка не застрахована от штрафов и дополнительных расходов. Даже при работе с ответственными подрядчиками могут возникнуть простои транспорта или задержка в оформлении.

Ни одна грузоперевозка не застрахована от штрафов и дополнительных расходов. Даже при работе с ответственными подрядчиками могут возникнуть простои транспорта или задержка в оформлении. Нужно понимать, по какому принципу начисляются дополнительные расходы и как их избежать.


Демередж и детеншен — что это такое?

Демередж (demurrage) — это штраф, который начисляется за долгий простой контейнере на грузовом терминале. Срок хранения контейнера без оплаты устанавливается индивидуально для каждого терминала и может составлять от нескольких суток до 2 недель. Если контейнер остается на месте прибытия сверх этого срока, перевозчику начисляется штраф (демередж) за каждые лишние сутки простоя. Размер демереджа рассчитывается индивидуально и может составлять от 20 долларов в день или более. Детеншен (детеншн, detention) — это штраф за задержку контейнера после его вывоза из грузового терминала. После того, как груз был доставлен, есть установленный срок для возврата пустого контейнера. Если грузоперевозчик задержал контейнер после вывоза из места прибытия, ему начисляется штраф за каждые сутки после установленного срока. Размер штрафа и срок для возврата также назначается индивидуально каждый терминалом или владельцем контейнеров. Если используется контейнер с особым оборудованием (например, поддерживающий температуру), то размер детеншена может быть увеличен.


Основные отличия и особенности

Демередж и детеншен — это штрафы за слишком долгое использование место хранения или самого контейнера. У них есть большое количество сходств, из-за которых понятия часто путают между собой: 

  • должен быть превышен срок бесплатного хранения, т.е. санкции не могут начисляться с первых суток;
  • размер обоих штрафов назначается индивидуально;
  • для больших (40-футовых) контейнеров размер и демереджа, и детеншена больше, чем для маленьких (20-футовых).

Однако есть и существенные различия:

  • демередж относится к грузу (штраф начисляется за хранение перевозимых вещей), а детеншен — к контейнеру;
  • размер детеншена зависит от используемого вида контейнера, в то время как размер демереджа зависит от используемого места.

Штрафы могут начисляться как при импорте, так и при экспорте продукции. В первом случае сначала начисляется демередж (до тех пор, пока полный контейнер не будет вывезен с терминала), а потом детеншен (пока перевозчик не вернёт пустой контейнер). Во втором, напротив, сначала начисляется детеншен (пока контейнер будет заполняться на складах поставщика), а потом демередж (пока контейнер ожидает в терминале отправку по своему маршруту).


Совмещение демереджа и детеншена. Как избежать штрафа?

К одному грузу применяются оба вида санкций в разное время. Если сначала контейнер долго не вывозился с терминала, а после его задержали на разгрузке, то перевозчик понесёт расходы за нарушение обоих сроков. Они не могут начисляться одновременно, то есть при простое заполненного контейнера перевозчику не придётся платить детеншен. Грамотный перевозчик заранее готовится к прибытию груза, чтобы избежать простоев. Однако бывают непредвиденные ситуации, при которых не избежать штрафных санкций. Чаще всего причины задержки связаны с неверно оформленными документами:

  • Задержка оформления необходимых бумаг. Если к моменту прибытия груза документы ещё не были оформлены, то неизбежен простой груза в терминале, что ведёт за собой начисление штрафов;
  • Неверная информация в документах. При расхождении фактических данных с заявленными задержится проверка груза (особенно при международных перевозках). Более того, за некорректно заполненные документы, особенно при грубых ошибках, могут быть назначены дополнительные штраф вплоть до конфискации груза;
  • Дополнительные таможенные проверки. Если груз вызвал вопросы у таможни, то его проверка затянется. Это может случиться из-за проверки целостности груза (перевзвешивания, измерения габаритов), при участии импортёров с плохой репутацией, при подозрениях на опасные грузы. Все эти проверки будут проводиться с задержкой контейнера на терминале и, соответственно, с начислением демереджа;
  • Слишком длинный маршрут до конечной точки. Чаще всего в таких случаях увеличивают срок бесплатного использования контейнера за пределами терминала. Однако при незапланированных задержках в пути будет начислен детеншен;
  • Задержки контейнера на складах. Они могут возникать из-за отсутствия или некорректности документов, долгой разгрузке по вине получателя, отсутствию свободного места для хранения на точке выгрузки.

Для избежания штрафных санкций за хранение груза или контейнера необходимо ответственно отнестись к оформлению всех бумаг на доставку. Нужно проверить соответствие груза и заявленной информации в документах. Перед отправкой контейнера из терминала стоит уточнить все необходимые сроки для получения товара. Если место получения расположено достаточно далеко от грузового терминала, стоит согласовать с владельцем дату возврата контейнера, так как в этом случае перевозчикам чаще всего идут навстречу. Кроме того, необходимо заранее продумать все этапы доставки, разгрузки и возврата контейнера, чтобы избежать форс-мажоров.

Специалисты логистической компании «ТЭК ОПЕРАТОР» помогут Клиентам заблаговременно оформить все необходимые документы и сократить возможные риски дополнительных расходов при сверхнормативном использовании контейнеров.

Нужна консультация персонального менеджера по грузоперевозкам?

Александр Солнцев
ТЭК ОПЕРАТОР