Тестовый переход на электронные перевозочные документы начался несколько лет назад. Но сроки обязательного внедрения постоянно откладывают. Ждать ли в 2021 году окончательного перехода на электронные подтверждающие документы?
Зачем нужна электронная транспортная накладная (ЭТрН)
Эксперимент по использованию ЭТрН был начат Минтрансом еще в 2018 году. Его решили проводить на автомобильном транспорте, так как этот вид перевозок является самым востребованным в России. Цель создания ЭТрН — облегчить и ускорить взаимодействие по документам между участниками перевозок и государством и обеспечить безопасность этого взаимодействия.
Также ЭТрН нужна для:
- подтверждения заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги;
- подтверждения расходов на транспортные услуги для уменьшения налоговой базы.
Основным отличием документа от привычной транспортной накладной станет ее носитель. Документ перестанет существовать в бумажном виде, участники перевозки смогут передавать ее через информационные системы и в них же их обрабатывать.
Это позволяет получить несколько выгод:
- 1 ускорение документооборота (не нужно будет тратить время на пересылку документов и их обработку участниками перевозки, что еще влияет и на скорость оплаты перевозок);
- 2 доступ из любого места;
- 3 мгновенное внесение правок (в отличие от бумажной транспортной накладной не придется восстанавливать документы и пересылать их оригиналы между участниками перевозки для корректировок);
- 4 исключение риска утери и порчи бумажных документов;
- 5 отсутствие потребности в архивах (ЭТрН не нужно физическое место для хранения).
Важно знать
Работа с ЭТрН проводится через операторов ЭДО. Так как ЭТрН будет иметь единый формат для всех операторов ЭДО, то проблем во взаимодействии между участниками перевозок, если они работают с разными операторами, возникнуть не должно. Для полноценного использования ЭТрН пока что еще есть «подводные камни». Например, отсутствует судебная практика в отношении споров при использовании ЭТрН, отработаны еще не все сценарии перевозок и развития ситуаций, не до конца готовы регламенты и и инструкции по использованию ЭТрН.
На каком этапе находится внедрение ЭТрН?
Еще в начале эксперимента были созданы несколько рабочих групп, которые курировали каждую из сторон процессов: бизнес-сообщества, перевозчиков и операторов ЭДО. Их задачами являются тестирование системы, передача государственным ведомостям информации о возникающих проблемах, пожеланий и мнений. Государство в свою очередь на основании этой обратной связи вносит корректировки для совершенствования системы. Этот процесс пока не завершен.
Можно ли сейчас использовать электронные версии документов?
Так как обязательного использования ЭТрН пока что нет, то стандартные бумажные транспортные накладные еще не отменены и их использование обязательно. ЭТрН можно использовать параллельно с бумажными, так как обмен ими между участниками перевозки уже возможен и он значительно ускоряет и облегчает процессы.
Проводились успешные эксперименты по проверке ЭТрН на постах ГИБДД, но на данный момент не все посты ГИБДД оборудованы системой для контроля перевозок по ЭТрН.
Когда введут электронные транспортные накладные?
Очередной датой внедрения называют 1 января 2022 года, а окончание перехода запланировано на 2024 год.