Изобретение автомобиля перевернуло мир. Первые машины с двигателями внутреннего сгорания появились в начале XIX века. Вполне логично, что их вскоре стали использовать не только для перевозки людей, но и грузов.
Первый прототип грузового авто
Казалось бы, что проще, чем сделать грузовик на базе легковой машины? Берём обычный автомобиль и ставим на него кузов для перевозки. В наши дни это кажется очевидным. Но первые автомобили были слишком маломощными. Хорошими считались машины, которые могли перевозить двух человек со скоростью 15-20 километров в час.
Над созданием грузового автомобиля независимо друг от друга работали Карл Бенц и Готтлиб Даймлер. При этом Бенц смог первым справиться с задачей, а Даймлер спустя 10 лет создал первый коммерческий грузовик. Именно он и считается прототипом всех грузовых автомобилей. Мощность его двигателя позволяла перемещать до 1500 килограмм груза со скоростью 12 километров в час! А через три года была создана усовершенствованная версия, которая могла перевозить уже до 5 тонн груза. В то время это было настоящим прорывом.
Карл Бенц и Готтлиб Даймлер независимо друг от друга создали первые грузовые автомобили
Если говорить о технических характеристиках и внешнем виде, то у первых грузовых автомобилей были свои особенности:
- Они были похожи на телеги без оглоблей и лошадей. Напоминали о прародителе, например, отсутствие заграждения у кабины водителя, деревянные колеса со спицами, высокая подвеска. Но уже на второй модели двигатель был перемещён на передний край (это и позволило увеличить вместительность), поэтому очертания передней части автомобиля стали напоминать современные грузовики.
- Мощность авто составляла всего лишь 6 лошадиных сил, а топливом мог быть бензин и каменноугольный газ.
Первые грузовые автомобили были похожи на телеги без лошадей
Вопреки ожиданиям Даймлера, первыми пользователями нового грузового транспорта стали не крестьяне, занимавшиеся сельским хозяйством, а работники фабрик и кирпичных заводов. Объясняется это просто: у сельского хозяйства не было достаточно средств для того, чтобы пробовать новые незнакомые приспособления. В конце концов, и лошади отлично справлялись. Но постепенно применение грузовых авто распространялось в самые разные сферы.
Первые грузовики Европы, США и России
В других странах независимо от Даймлера создавались свои собственные грузовые автомобили. Во Франции у истоков грузового автомобилестроения стоял Луи Рено, который создал первый заднеприводный грузовик. А его земляк Мариус Берлие в 1902 году выпустил очень популярный в своей стране грузовой автомобиль.
А вот Италии повезло меньше. Фирма FIAT была организована ещё в 1899 году, но занималась преимущественно легковыми автомобилями, самолётами и мотоциклами. Только в 1914 году ей поступил запрос на создание грузовика для военных целей. Справилась фирма отлично: 38 лошадиных сил, четырёхцилиндровый двигатель и цепная передача.
В США производство не было осложнено военной ситуацией, поэтому развитие грузового автопрома там проходило куда быстрее. Уже в 10-х годах XX века за океаном выпускалось более десяти разновидностей грузовиков.
Самыми распространенными в мире в те годы были грузовики марки Ford. Так модель Ford T выпускали миллионными тиражами. Благодаря конвейерной сборке стоимость грузовика была в разы меньше, чем у европейских конкурентов. Не удивительно, что в начале 20-х каждый второй автомобиль в США и каждый третий в мире был именно Ford-T.
Генри Форд создал самый доступный грузовик в начале ХХ века
В СССР первый грузовик собрали на базе итальянского Fiat 15 Ter в 1924 году. К 1931 году производство комплектующих полностью перенесли на территорию Советского Союза. Первая отечественная версия грузового авто называлась АМО-Ф-15. Итальянский прототип был доработан в соответствии с российскими условиями эксплуатации: грузовик мог проехать на любых дорогах и при любых погодных условиях. Однако о комфорте речь тогда не шла. Машину сильно трясло, а конструкция кабины не защищала водителя от непогоды.
Первый советский грузовик АМО-Ф-15
Что изменилось в XX веке?
В двадцатом веке мировой автопром развивается семимильными шагами. Индустриализация и две Мировые войны стимулировали производство, объемы и маршруты логистики. Мир нуждался в огромном количестве срочных объемных перевозок. Какие же новинки появились в устройстве грузовиков?
- Изменилось расположение мотора и места водителя. Сиденье начали устанавливать между двигателем и кузовом, а мотор расположился на автомобильном раме спереди автомобиля.
- Постепенно начали появляться более мощные моторы, которые позволяли увеличить максимальную загрузку автомобиля. Начали внедряться дизельные двигатели.
- Кузов постепенно увеличивал площадь.
- Появились двойные задние колёса, а привычные пневматические шины поменялись на сплошные резиновые.
В середине XX века мотор снова переместился назад под кузов. Это позволило повысить комфорт в кабине водителя. Ее больше не нужно было защищать от шума мотора и запаха дизеля. Комфорт водителя стал таким же важным показателем качества автомобиля, что и грузоподъемность, габариты и максимальная скорость.
С конца прошлого века началась работа над созданием более современных двигателей. Теперь главными критериями являются экологичность и безопасность. До полностью оптимизированных перевозок еще далеко, но работы по совершенствованию грузового транспорта успешно ведутся и в наши дни.
О тентованных грузовых автомобилях и прицепах
Сейчас коммерческие грузы редко перевозят на обычных грузовых машинах. Чаще всего большие партии отправляют на тентованных грузовиках и автомобильных сцепках. А ведь их тоже надо было изобрести.
Первый в мире автомобильный прицеп был создан в 1914 году Августом Фрюхауфом. Он придумал снять задние сидения у грузовика Ford, чтобы соединить шасси машины и переднюю ось трейлера. Изобретенный полуприцеп оказался настолько востребованным, что заказы посыпались, как из рога изобилия. Август не растерялся и уже к 1918 году наладил массовое производство прицепов, устройство которых постоянно совершенствовалось.
Август Фрюхауф назвал своё изобретение полуприцепом и основал фирму по его производству
В СССР путь к созданию собственного тягача с прицепом был тяжелее и куда дольше. Однако в 1940 году на территории Союза появился первая модель формата «тягач + полуприцеп + прицеп», на который можно было погрузить 6 грузовых автомобилей.
Конечно, мощность такого автопоезда оставляла желать лучшего. Однако подобные эксперименты продолжались параллельно во всех странах. Это и помогло в итоге создать идеальную конструкцию современного грузового автомобиля, которой мы пользуемся по сей день.
Сцепка тягача и прицепа с универсальными креплениями оказалась настолько удобной, что завоевала популярность во всём мире. Появились разные виды прицепов: тентованные, изотермические, рефрижераторные, для перевозки контейнеров и негабаритных грузов. Если в XX веке был расцвет грузового транспорта по его вариативности и количеству усовершенствований, то в XXI - по его качеству, легкости обслуживания и сферам применения.
Константин Маслов,
ТЭК Оператор