Режим труда и отдыха в 2021: основные ограничения для водителей

22.07.2021 / Логистика

Режимы труда и отдыха водителей были регламентированы и раньше. Однако 1 января 2021 года был издан новый приказ, который корректирует некоторые вопросы рабочего режима. Что изменилось с начала этого года для профессиональных водителей?

Режимы труда и отдыха водителей были регламентированы и раньше. Однако 1 января 2021 года был издан новый приказ, который корректирует некоторые вопросы рабочего режима. Что изменилось с начала этого года для профессиональных водителей?



Ограничения по графику труда

Ограничения по рабочему времени касаются, в первую очередь, графика смен и максимального количества рабочих часов в неделю и в сутки:

  • при 5- или 6-дневной рабочей неделе не может быть больше 40 часов работы;
  • не разрешается работать более 9 часов в сутки. В исключительных случаях можно увеличить рабочий день до 10 часов (с учётом максимального рабочего времени за неделю);
  • если необходимо ещё 2 часа, чтобы доехать до стоянки или закончить перевозку, можно их отработать в ту же смену, даже если водитель провёл в пути уже 10 часов;
  • нельзя управлять автомобилем более 4 с половиной часов без специальных перерывов на отдых.

Понятие «рабочее время» при этом включает только сам процесс управления автомобилем, а также спецперерывы для отдыха. Вся подготовка к пути, медосмотр перед выездом, отдых, погрузка и разгрузка, а также ожидание своей очереди, если авто ведут два водителя, в рабочее время не входит.

Что изменилось с 1 января 2021

Во-первых, появилось больше лояльности к длительным переездам. Раньше максимальным временем управления транспортом без перерыва было 4 часа, после которого было необходимо устроить отдых. Сейчас достаточно спец-перерыва на 15-20 минут после 4,5 часов управления.

Во-вторых, теперь можно после окончании смены доехать до конечной точки или места для удобного отдыха, а не останавливаться на отмеченном для этого участке трассы.

В-третьих, появилось понятие «специального перерыва» для отдыха от управления транспортом. Перерывы для отдыха и приёма пищи, хоть и входят в расписание, но стали необязательны.


Ограничения по времени отдыха

Изменения по режиму отдыха оказались чрезвычайно удачными: они одновременно и дают водителям больше свободы в рабочие дни и выходные, и снимают вынужденные часы простоя из-за расписания.

  • Как уже было сказано, появилась возможность устраивать специальные перерывы. Он должен длиться не менее 45 минут, но может быть разделён на несколько частей. Кроме того, время специальных перерывов считается рабочим;
  • время для отдыха и приёма пищи учитывается в расписании движения, но водитель не обязан его использовать, если ему хватает специальных перерывов. Продолжительность отдыха та же — от 30 минут до 2 часов;
  • теперь можно совмещать ежедневный отдых с еженедельным (который длится не менее 42 часов с момента окончания смены). Иначе говоря, если в последний день рабочей недели водитель не воспользовался своим правом на отдых, он может отдыхать 45 часов, а не 42;
  • ежедневный отдых должен длиться в два раза больше, чем смена. При этом в экстренных случаях можно уменьшать продолжительность отдыха до 9 часов;
  • перерывы между сменами также строго регламентируются: не более 5 часов в течение суток, либо не более 3 часов, если водитель работает в пределах города и области.
     

Особенности графика отдыха для двух водителей

Теперь не считается рабочим временем та часть пути, когда автомобиль ведёт второй водитель. Рабочим временем для второго водителя не считаются и те часы, когда первый водитель не ведёт транспортное средство, но ещё не передал управление. Итого за смену у него выходит меньше часов управления транспортом, но по новым законам водителю-сменщику должны выплатить компенсацию за вынужденное время простоя.

Также двум водителям теперь придётся уходить на ежедневный отдых одновременно. У одного из них нет возможности воспользоваться правом на отдых, пока второй сидит за рулём.


Контроль за графиком отдыха и работы

Контроль за осуществлением правильного трудового режима осуществляется несколькими способами:

  • с помощью путевых листов,
  • по данным тахографа,
  • суммированием учёта рабочего времени за 1 или 3 месяца.

При этом последним способом обычно пользуются водители, которые занимаются грузовыми или пассажирскими перевозками на очень большие расстояния и вынуждены регулярно увеличивать свои смены и смещать график работы. Традиционно подсчитываются часы за каждый рабочий день.

Почему необходимо соблюдать график труда и отдыха?

Непрерывно управлять автомобилем долгое время очень опасно, особенно в ночное время или по прямым дорогам. 4 с половиной часа — максимальное возможное время, после которого у водителя неизбежно снижается внимательность. Если работодатель требует иного графика работы и не подчиняется ограничивающим законам, это повод обратиться в прокуратуру для восстановления своих прав. Обычно грузоперевозчики внимательно следят за соблюдением графика работы и отдыха, так как за все несчастные случаи, произошедшие по причине усталости водителя, ответственность несёт сам работодатель. Однако последние поправки упростили организацию рабочего дня и компаниям, и самим водителям, которым стало намного проще планировать свой график работы.

Нужна консультация персонального менеджера по грузоперевозкам?

Константин Маслов,
ТЭК Оператор