Грузовые авиаперевозки стали для нас совершенно привычны. Но есть случаи нестандартной доставки по воздуху, которые стали известны на весь мир.
Первая в истории авиаперевозка груза
Самый первый известный случай грузовой авиаперевозки произошел в 1910 году в Америке. К дню открытия магазина тканей было необходимо доставить 440 кг шёлка из Виз Дейтона до Колумбуса. Расстояние между городами — всего 113 километров по трассе. Одновременно с самолётом из Колумбуса вышел поезд с таким же грузом. Однако самолёт доставил посылку за 57 минут, опередив доставку по железной дороге и положив начало регулярным доставкам груза по воздуху.
Авиабомбардировщик, доставляющий почту и посылки
Говоря об истории авиаперевозок, нельзя не упомянуть тот факт, что в первое ее время гражданской авиации практически не было. Для перевозки почты, посылок и срочных грузов использовались военные самолёты. Для первого длительного грузового перелёта был использован бомбардировщик, которых после Первой Мировой войны было достаточно много. В 1919 году на переоборудованном военном самолёте попытались перевезти полтонны груза из Вашингтона в Чикаго — почти на тысячу километров. К сожалению, в этот раз полёт не удался из-за проблем с оборудованием, однако эксперименты продолжились и дальше.
Доставка офтальмологической больницы на самолёте
Разумеется, просто перевести больницу самолётом на новое место было бы слишком дорого. Компания Orbis International поступила иначе: она оборудовала на борту самолёта McDonnell Douglas DC-10 полноценную клинику, специализирующуюся на заболеваниях органов зрения. Теперь этот самолёт может прибыть в любую страну со слаборазвитой медициной, чтобы привезти её жителям квалифицированную помощь, врачей и самое современное оборудование.
Перевозка зрителей, участников и автомобилей гонки «Дакар»
Dakar — всемирно известная трансконтинентальная экстремальная гонка. Участники сталкиваются со сложнейшими препятствиями, проезжают по несколько сотен километров за сутки, нередки травмы и аварии на маршруте. Но в 2000 году условия оказались ещё серьёзнее: организаторы получили угрозы о возможном теракте на трассе. Всех участников, болельщиков, работников соревнований пришлось срочно перевозить на другое место проведения мероприятия. Было проведено 18 рейсов на самолёте Ан-124, из-за чего «Дакар» 2000 года считается одним из самых дорогих за всю историю этого соревнования.
Доставка конвертопланов на борту самолёта
Иногда по воздуху доставляют и другие летательные аппараты. Для этого используются специально разработанные грузовые самолёты, позволяющие перевозить негабаритные грузы. Aero Spacelines Super Guppy — одна из таких моделей. Она была создана для перевозки элементов оборудования и ракет космической программы NASA. И именно на таком аппарате производились перевозки конвертопланов V-22 Osprey — военного гибрида самолёта и вертолёта массов в 15 тонн. Перевозка при помощи дополнительного транспорта была вынужденной необходимостью: работа над Osprey была долгая и тяжёлая, было совершено множество ошибок, и большинство аварий конвертоплана были связаны именно со взлётом, посадкой или проблемами в управлении полётом.
Перевозка по воздуху фюзеляжа C-130 Hercules
Lockheed C-130 Hercules — военно-транспортный грузовой самолёт большой вместимости. Длина аппарата — почти 30 метров. Он считается самым большим и тяжёлым из всех самолётов, которые взлетали с авианосца. И именно его фюзеляж идеально поместился в корпус самолёта Lockheed C-5 Galaxy, когда было необходимо перевезти его с места сборки. Подготовка к перевозке заняла более двух лет. Однако в итоге испытания прошли успешно, и фюзеляж «Геркулеса» был перевезён без помех.
Летающая гостиница Worldwide Aeros Corp
Дирижабли почти сто лет назад вышли из активного использования, полностью сменившись самолётами. Однако компания Worldwide Aeros Corp создала концепт нового, современного и абсолютно безопасного дирижабля, которому предстоит стать элитной гостиницей. Вслед за этим британская фирма Hybrid Air Vehicles не только заявила о таком же намерении, но и разработала дизайн-проект салона будущего дирижабля. К сожалению, запуск в производство летающей гостиницы постоянно откладывается. Однако уже началось производство транспортных дирижаблей современного образца (в том числе и компанией Hybrid Air Vehicles), поэтому всё-таки можно надеяться на скорое появление воздушных отелей.
Константин Маслов,
ТЭК Оператор