Грузоперевозки сопряжены с высоким уровнем риска. Это и повреждение товара при погрузке, и аварии на дорогах, и несоблюдение условий хранения. Часть из этих рисков находятся под ответственностью экспедитора, а часть лежит на стороне клиента.
Возможные риски грузоперевозок
Риски в грузоперевозках делятся на 4 основных типа. Они зависят от многих факторов: от неправильного расписания водителей до неправильной упаковки груза.
- 1 Опасность повреждения: по причине аварий, неверной упаковки или погрузки, несоблюдения правил хранения или перевозки, а также намеренной порчи.
- 2 Опасность кражи и вандализма: в случае слабых охранных систем или несоблюдении инструкций со стороны водителя.
- 3 Риск для жизни и здоровья водителя: при перевозке опасных грузов, найме неопытных сотрудников, отсутствии медицинских и технических осмотров, а также несоблюдении правил техники безопасности.
- 4 Нарушение сроков поставки: по причине задержки на пути следования, аварий, несвоевременного выхода на маршрут и некорректного расписания водителя.
Большинство из этих причин можно избежать при соблюдении правил перевозки грузов. Форс-мажоры в логистике случаются достаточно редко. Обычно причиной задержки или повреждения груза является человеческий фактор.
Правила погрузки и разгрузки
Правила погрузки касаются безопасности не только самого груза, но и рабочего персонала.
Во-первых, груз должен быть помещён в соответствующую тару и упаковку. На поверхности должна быть указана вся необходимая информация о хранении, способе перемещения, правильном положении при перевозке и опасности для людей и окружающей среды. Если груз не нуждается в особой таре для хранения, но имеет острую или колющую форму, то он должен грузиться в чехлах или коробках во избежание травм.
Во-вторых, тяжёлые объекты должны грузиться с помощью специального оборудования: это поможет избежать и травм персонала, и повреждения груза. При этом чем тяжелее объект, тем ниже и ближе к кузову он должен располагаться.
В-третьих, крупногабаритные и хрупкие грузы должны быть закреплены внутри контейнера. Если один из грузов превышает длину контейнера, то следует проследить, чтобы он был длиннее автомобиля не более, чем на одну треть его длины.
В-четвёртых, не стоит пренебрегать основными правилами безопасности: рабочие должны использовать перчатки, аккуратно обращаться с грузами (особенно опасными), не должны перемещать тяжёлые грузы в одиночку.
Правила перевозки
Обеспечение безопасности грузоперевозок начинается ещё до принятия груза. В первую очередь за неё ответственны логисты и технические рабочие фирмы-грузоперевозчика.
- Логист должен разработать правильный маршрут с учётом времени в пути, вынужденных остановок, ограничений на движение и мест отдыха водителя.
- Перед началом поездки автомобиль должен быть осмотрен техническими специалистами. При подозрении на повреждение автомобиль не может быть допущен до поездки. Раз в год (для опасных грузов — раз в полгода) автомобиль должен проходить полный техосмотр.
- Для сохранения груза и защиты от кражи необходимо установить корректное охранное оборудование на кузов или контейнер.
- Водитель не имеет право разглашать информацию о составе груза.
- Во время поездки возникшие у водителя вопросы должен решать диспетчер, который поддерживает с ним связь. Водитель не имеет право по собственной инициативе без согласования с диспетчером изменить маршрут или изменить время отдыха.
- Водитель имеет право останавливаться на отдых только в специально оборудованных местах, где можно будет поставить автомобиль с грузом на охраняемую парковку.
- Водитель не должен нарушать расписание работы и отдыха в пути. Если маршрут слишком длинный, или необходима быстрая доставка, можно отправить двух водителей одновременно.
В случае повышенных рисков возможна организация сопровождения водителя. Это целесообразно в случаях перевозки опасных, крупногабаритных и ценных грузов. В случае перевозки ценных и дорогих объектов необходима организация охраны, которая будет обеспечивать сохранность груза, автомобиля и шофёра всё время пути и отдыха. Кроме того, в случае перевозки негабаритных грузов сопровождение необходимо при перемещении по населённым пунктам во избежание аварий.
Кто несёт ответственность за проблемы во время погрузки, рейса и разгрузки?
Клиент несёт ответственность за риски, наложенные на перевозчика, в случае умолчания ценной информации. Например, если он не сообщил об опасности груза или о необходимых условиях хранения. Часто упаковка перед перевозкой также является зоной ответственности клиента (это должно быть указано в договоре). Если по документам клиент должен передать правильно подготовленный для перевозки груз, а он бы повреждён из-за отсутствия упаковки, то перевозчик не несёт за это никакой ответственности. Кроме того, если клиент не проверил груз при его принятии, то считается, что перевозчик доставил его в корректном состоянии.
Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза во время перевозки, а также погрузки и разгрузки (если клиент не привлёк для этого сторонние службы). Также на нём лежит ответственность в случае несвоевременной доставки. Любое повреждение груза после его передачи перевозчику считается зоной его ответственности, если только оно не произошло по вине клиента. В случае несоблюдения правил перевозки (отклонения от маршрута. нарушения расписания, оставления автомобиля без присмотра на неохраняемых парковках) ответственность может быть перенесена на самого водителя.
Александр Храпунов,
ТЭК Оператор