Как обеспечить безопасность грузоперевозок?

15.09.2021 / Советы грузоотправителям

Грузоперевозки сопряжены с высоким уровнем риска. Часть из них — зона ответственности экспедитора, а часть лежит на стороне клиента. Разбираемся подробнее.

Грузоперевозки сопряжены с высоким уровнем риска. Это и повреждение товара при погрузке, и аварии на дорогах, и несоблюдение условий хранения. Часть из этих рисков находятся под ответственностью экспедитора, а часть лежит на стороне клиента.


Возможные риски грузоперевозок

Риски в грузоперевозках делятся на 4 основных типа. Они зависят от многих факторов: от неправильного расписания водителей до неправильной упаковки груза.

  1. 1 Опасность повреждения: по причине аварий, неверной упаковки или погрузки, несоблюдения правил хранения или перевозки, а также намеренной порчи.
  2. 2 Опасность кражи и вандализма: в случае слабых охранных систем или несоблюдении инструкций со стороны водителя.
  3. 3 Риск для жизни и здоровья водителя: при перевозке опасных грузов, найме неопытных сотрудников, отсутствии медицинских и технических осмотров, а также несоблюдении правил техники безопасности.
  4. 4 Нарушение сроков поставки: по причине задержки на пути следования, аварий, несвоевременного выхода на маршрут и некорректного расписания водителя.

Большинство из этих причин можно избежать при соблюдении правил перевозки грузов. Форс-мажоры в логистике случаются достаточно редко. Обычно причиной задержки или повреждения груза является человеческий фактор.


Правила погрузки и разгрузки

Правила погрузки касаются безопасности не только самого груза, но и рабочего персонала.

Во-первых, груз должен быть помещён в соответствующую тару и упаковку. На поверхности должна быть указана вся необходимая информация о хранении, способе перемещения, правильном положении при перевозке и опасности для людей и окружающей среды. Если груз не нуждается в особой таре для хранения, но имеет острую или колющую форму, то он должен грузиться в чехлах или коробках во избежание травм. 

Во-вторых, тяжёлые объекты должны грузиться с помощью специального оборудования: это поможет избежать и травм персонала, и повреждения груза. При этом чем тяжелее объект, тем ниже и ближе к кузову он должен располагаться. 

В-третьих, крупногабаритные и хрупкие грузы должны быть закреплены внутри контейнера. Если один из грузов превышает длину контейнера, то следует проследить, чтобы он был длиннее автомобиля не более, чем на одну треть его длины. 

В-четвёртых, не стоит пренебрегать основными правилами безопасности: рабочие должны использовать перчатки, аккуратно обращаться с грузами (особенно опасными), не должны перемещать тяжёлые грузы в одиночку.


Правила перевозки

Обеспечение безопасности грузоперевозок начинается ещё до принятия груза. В первую очередь за неё ответственны логисты и технические рабочие фирмы-грузоперевозчика.

  • Логист должен разработать правильный маршрут с учётом времени в пути, вынужденных остановок, ограничений на движение и мест отдыха водителя.
  • Перед началом поездки автомобиль должен быть осмотрен техническими специалистами. При подозрении на повреждение автомобиль не может быть допущен до поездки. Раз в год (для опасных грузов — раз в полгода) автомобиль должен проходить полный техосмотр.
  • Для сохранения груза и защиты от кражи необходимо установить корректное охранное оборудование на кузов или контейнер.
  • Водитель не имеет право разглашать информацию о составе груза.
  • Во время поездки возникшие у водителя вопросы должен решать диспетчер, который поддерживает с ним связь. Водитель не имеет право по собственной инициативе без согласования с диспетчером изменить маршрут или изменить время отдыха.
  • Водитель имеет право останавливаться на отдых только в специально оборудованных местах, где можно будет поставить автомобиль с грузом на охраняемую парковку.
  • Водитель не должен нарушать расписание работы и отдыха в пути. Если маршрут слишком длинный, или необходима быстрая доставка, можно отправить двух водителей одновременно.

В случае повышенных рисков возможна организация сопровождения водителя. Это целесообразно в случаях перевозки опасных, крупногабаритных и ценных грузов. В случае перевозки ценных и дорогих объектов необходима организация охраны, которая будет обеспечивать сохранность груза, автомобиля и шофёра всё время пути и отдыха. Кроме того, в случае перевозки негабаритных грузов сопровождение необходимо при перемещении по населённым пунктам во избежание аварий.


Кто несёт ответственность за проблемы во время погрузки, рейса и разгрузки?

Клиент несёт ответственность за риски, наложенные на перевозчика, в случае умолчания ценной информации. Например, если он не сообщил об опасности груза или о необходимых условиях хранения. Часто упаковка перед перевозкой также является зоной ответственности клиента (это должно быть указано в договоре). Если по документам клиент должен передать правильно подготовленный для перевозки груз, а он бы повреждён из-за отсутствия упаковки, то перевозчик не несёт за это никакой ответственности. Кроме того, если клиент не проверил груз при его принятии, то считается, что перевозчик доставил его в корректном состоянии.

Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза во время перевозки, а также погрузки и разгрузки (если клиент не привлёк для этого сторонние службы). Также на нём лежит ответственность в случае несвоевременной доставки. Любое повреждение груза после его передачи перевозчику считается зоной его ответственности, если только оно не произошло по вине клиента. В случае несоблюдения правил перевозки (отклонения от маршрута. нарушения расписания, оставления автомобиля без присмотра на неохраняемых парковках) ответственность может быть перенесена на самого водителя.


Нужна консультация персонального менеджера по грузоперевозкам?

Александр Храпунов,
ТЭК Оператор