Как оценить KPI транспортной логистики

21.05.2021 / Советы грузоотправителям

Развивать бизнес невозможно без мониторинга ключевых показателей эффективности. KPI транспортной логистики дает возможность оптимизировать затраты и повысить лояльность клиентов.

Показатели для оценки KPI

1.

Количество совершенных заказов

Совершенный заказ — тот, в котором все необходимые логистические действия выполнены до конца и без ошибок. Общее количество заказов будет, скорее всего, намного больше. У каких-то заказов будут проблемы при доставке, какие-то задержатся по независящим причинам, а от чего-то могут отказаться сами заказчики, но в статистику эти сделки всё равно попадут. Характеристики успешно совершенного заказа:

  • своевременность доставки;
  • укомплектованность заказа: груз доехал в том же количестве и надлежащем качестве;
  • безошибочность: верно составленные документы, маршрут, соглашения при доставке.

Для вычисления соотношения совершенных заказов общее число сделок делится на 100 (чтобы вычислить процент) и умножается на количество успешно проведенных перевозок. Показатель помогает обратить внимание на повторяющиеся проблемы при транспортировке, устранить их, увеличивая процент успешно завершенных заказов. Это напрямую влияет на лояльность ваших клиентов и их повторное обращение.

2.

Своевременность доставки

Один из самых важных показателей успешности доставки. Именно по скорости перевозок заказчик составляет мнение о качестве той или иной логистической компании или своего логистического отдела. Есть нюансы:

  • Сроки фактический доставки и по накладной могут отличаться. Какой из сроков считать верным при подсчете KPI, решает каждая отдельная компания.
  • Нужно определиться, какой именно момент считать окончанием доставки. Это может быть фактическая передача товара грузополучателю, а может быть регистрация документов (иногда происходит с задержкой).

Проще, когда грузоперевозчик и клиент учитывают одни и те же признаки успешной и своевременной доставки.

3.

Своевременность оформления документов

Транспортная накладная — один из самых важных документов в логистике. Она нужна не только для формальной отчетности, но и для удобства ведения сделки. Копии накладной должны получить все участники сделки (отправитель, получатель, грузоперевозчик, транспортная компания), поэтому выдача всех экземпляров может задержаться. Для завершения сделки каждая сторона должна получить на руки свой документ. Электронный документооборот и возможность отправлять документы по сети существенно помогли повысить этот показатель. В случае использования бумажных копий возврат документов отправителю может затянуться на неопределённый срок.

4.

Соотношение расходов и прибыли

Цель любого бизнеса — заработок и получение дохода. Выгода от работы грузоперевозок нагляднее всего видна именно при изучении этого KPI. Вычисляется он просто: все затраты на логистику делят на уровень дохода от заказов. По такому принципу можно вычислить, где «проседает» доход компании. Для этого нужно использовать расходы каждого конкретного отдела. По статистике больше всего затрат приходится именно на транспортировку, в то время как хранение, работа с клиентами и обслуживание несут в 2-5 раз меньше расходов. В этой статье писали, как сократить затраты на логистику с помощью аутсорсинга.

5.

Уровень утилизации

Или отношение перевозимого груза к объему используемого транспортного средства. Намного выгоднее использовать доступное пространство по - максимуму, однако это доступно далеко не всегда. Во-первых, при очень тяжелых грузах может остаться свободное место — это зависит от грузоподъёмности конкретного транспорта; Во-вторых, груз сложной формы со смещенным центром тяжести будет занимать больше места в транспорте. Один из самых простых способов повышения уровня утилизации — одновременная доставка грузов для нескольких заказчиков, если это позволяют габариты товара и маршрут. Для вычисления уровня утилизации берут фактическую загрузку и делят на оптимальную для этого транспортного средства.


Отслеживание KPI

Для отслеживания показателей эффективности транспортной логистики нужно внимательно относиться к сбору данных, так как при неверной информации вычисления не имеют смысла. Вовлечённые в работу сотрудники и подрядчики должны четко и вовремя поставлять необходимые данные: сроки, цены, информацию об участниках сделки и самом грузе. При необходимости руководство может подобрать другие показатели KPI, которые, на его взгляд, важны для отслеживания конкретной компании. В небольших компаниях KPI можно посчитать в офисных программах. Для крупных организаций с большим количеством вовлеченных в работу людей существует целый ряд программ, облегчающих ведение подсчета. В случае использования электронных версий документов это становится еще проще и быстрее.

Нужна консультация персонального менеджера по грузоперевозкам?

Александр Солнцев,
ТЭК Оператор