Контейнеры пока не отделят от полувагонов

Осознанная необходимость
Отправки контейнеров в полувагонах, призванные минимизировать проблему дисбаланса экспортного/импортного контейнерного потока на Дальнем Востоке, как минимум дали свой результат в части повышения числа сдвоенных операций на ДВЖД. По итогам I квартала текущего года в 24 тыс. полувагонов было отправлено 47,5 тыс. TEU. За счет применения сдвоенных операций высвобождено 1,7 млн т пропускной способности. В настоящее время со станций ДВЖД отправляется в среднем 4–5 подобных поездов в сутки.
«Эта технология отрабатывалась долгими месяцами. В ее рамках были выработаны механизмы, исходящие из текущих потребностей технологического взаимодействия, но таких решений точно не было раньше, – отметил исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Игорь Санковский. – Это взаимодействие с РЖД на уровне не просто обычной процедуры, которая предписана нашими нормативными актами, правилами перевозок, это практически ежедневное взаимодействие с использованием новых каналов, таких как интернет-чаты, в рамках постоянного обмена информацией между портами, грузовладельцами, операторами, самими железными дорогами».

Система функционирует до сих пор, добавил он. «Насколько долго она будет работать, не знаю, но в настоящее время она помогает решать множество оперативных вопросов», – подчеркнул И. Санковский.

При этом, продолжил исполнительный директор СОЖТ, при нормальных эксплуатационных условиях фитинговые платформы наиболее эффективны в транспортировке контейнерных грузов, для чего они и предназначены.

«В то же время вопрос полного запрета, который ранее существовал при перевозках контейнеров в полувагонах, как мне кажется, ушел в прошлое. Это будет решаться в зависимости от складывающейся ситуации и возникающих тех или иных проблемах в той или иной точке сети, в частности в дальневосточных портах», – заключил И. Санковский.
Владельцы специализированного парка с пониманием отнеслись к организации вывоза контейнеров другим видом подвижного состава. «Как операторы фитинговых платформ мы не в восторге от этого мероприятия, но с точки зрения локального решения проблемы считаем, что это было своевременно, целесообразно», – рассказал гендиректор АО «РЖД Бизнес Актив» Вячеслав Сараев.

Как прийти к балансу
По мнению директора по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирины Ольховской, в связи с дефицитом провозной способности Восточного полигона в ближайшие 2–3 года погрузка контейнеров в полувагоны будет актуальна. Отметим, что в состав УГМК входит АО «Восточный порт», традиционно работающее с экспортным углем и несколько лет назад приступившее к перевалке контейнерных грузов.

В качестве дополнительного плюса данной технологии И. Ольховская выделила скидки в 20,7% на внутрироссийские перевозки импортных груженых универсальных контейнеров в полувагонах. При сохранении динамики отправок таких поездов с Дальнего Востока по итогам 2023 года эта экономия может составить 1,5 млрд руб.
В то же время, говорит первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков, погрузка контейнерных грузов в полувагоны решала исключительно локальную проблему – на стыке с тихоокеанскими портами.

Вместе с тем такая перевозка вызывает целый ряд сложностей с дальнейшей логистикой в Сибири, на Урале и в других западных регионах. Не всегда получается оперативно и эффективно организовать подвязку нового транспортного средства от выгрузки контейнера из полувагона до его следующей погрузки в адрес конечного пункта назначения.
В. Марков напомнил, что на уровне государства поставлена задача в среднесрочной перспективе ежесуточно вывозить с Дальнего Востока 6,5 тыс. TEU. Цель амбициозная, поскольку сейчас ориентировочно грузится 2,9 тыс. TEU.

Для достижения такой цифры необходимы организационные мероприятия по портовой инфраструктуре и припортовым станциям, развитие тыловых терминалов, а также целый блок технологических мер, в том числе по увеличению количества сдвоенных контейнерных поездов (от 5 ед. в сутки).

При всем этом важно, подчеркнул первый вице-президент «ТрансКонтейнера», увеличить экспортный поток в контейнерах из Сибири в адрес дальневосточных терминалов. «В нашем понимании если мы фиксируем объем в 6,5 тыс. TEU, то объем в направлении портов Дальнего Востока должен быть не менее 4,5–5 тыс. TEU. При таких цифрах не будет разбалансирована логистика контейнерного парка ни в Сибири, ни на Московском узле», – пояснил В. Марков.