Кризис в отрасли морских контейнерных перевозок не прекращается. Гигантские очереди грузовых судов скапливаются в крупных портах, разрывая сложившиеся цепочки поставок. Производители и ритейлеры предупреждают о росте цен и дефиците товаров. А некоторые крупные компании даже переходят на перевозки в мешках.
Контейнерный кризис опять приходит в Россию
C начала октября датская компания Maersk (крупнейший оператор морских контейнерных линий) сообщила своим партнерам, что на неопределенный период приостанавливает прием заявок на перевозку морем грузов с Дальнего Востока России в японские порты Ниигата, Тояма, Фукуяма и Оита. Причина – скопление большого количества грузов в корейском транзитном порту Пусан.
По оценкам экспертов Maersk, рост мирового рынка контейнерных перевозок составит в 2021 г. 6-8%. Рост спроса, по их мнению, будет сопровождаться продолжающимися перебоями в работе портов и морских линий, а наиболее напряженная ситуация прогнозируется на маршрутах между Европой и Азией.
"По-видимому, ситуация не исправится, – пишут в комментариях под новостями расстроенные ритейлеры, – Грузы приходят с задержкой, а ценник после растаможки невозможно предсказать. Приходится работать, закладывая 2-3 цены товары на доставку и реализацию. Но не со всеми товарами такое возможно. Вот и встает вопрос: убивать маржинальность или поднимать стоимость?"
"Очередные" рекорды
Но сейчас, как и в прошлый раз, самые очевидные проблемы мы видим на морских путях, соединяющих Китай с Северной Америкой.
Рекордное количество судов с контейнерами скопилось в очереди в порт Лонг-Бич в Калифорнии. На прошлой неделе 100 контейнеровозов стояли на якорях и ждали разгрузки. Таким образом был побит рекорд сентября, когда очередь в моменте составила 97 кораблей. В допандемийное время в очереди скапливалось обычно в среднем 17 контейнеровозов.
На два порта Южной Калифорнии – Лонг-Бич и Лос-Анджелес – приходится 40% всех грузовых контейнеров, поступающих в США морским путем. По сообщениям судовладельцев, суда могут стоять в очереди до четырех недель.
Эксперты ожидают, что очередь будет только расти, потому что на подходе к Лос-Анджелесу еще десятки судов. Они считают, что такое скопление контейнеровозов в американских портах частично связано с изменением структуры потребительских расходов во время пандемии.
Министр транспорта Пит Буттиджич согласился, что ситуация в портах стала сложной проблемой, но она началась не в Южной Калифорнии. "Эти проблемы проходят через всю цепочку поставок, от корабля до полки".
Ставьте в стопки!
24 октября администрация порта Лонг-Бич объявила, что пересмотрела правила складирования морских контейнеров в надежде ослабить кризис грузоперевозок, который обострился в США в последние недели.
Согласно сообщению дирекции порта, отныне на территории складских площадок порта хранить разгруженные контейнеры можно будет в штабелях по четыре штуки, тогда как ранее действовало правило, запрещавшее ставить в штабеля более двух контейнеров.
Новое правило будет действовать как минимум три месяца. По мнению руководства предприятия, это позволит в два раза увеличить емкость портовых хранилищ и будет способствовать скорейшей разгрузке многочисленных контейнеровозов, которые скопились на рейде.
Все дело в пустых контейнерах
Однако основная проблема, по мнению игроков рынка, состоит не просто в неэффективной работе порта. Основной причиной задержек является большой срок хранения разгруженных контейнеров на портовых складских площадках. Сейчас разгруженные контейнеры находятся в порту почти неделю в ожидании погрузки на транспорт, который должен доставить товары на склады дистрибьюторов либо конечным покупателям.
До пандемии это время составляло менее трех дней. А сейчас портовые терминалы переполнены.
Еще один аспект логистического кризиса — огромное количество пустых контейнеров.
Дело в том, что США (и не только) закупают во всем мире гораздо больше товаров, чем отправляют на экспорт. А Китай, наоборот, куда больше продает в другие страны товаров, чем закупает.
Поэтому во всем мире наблюдается дефицит морских контейнеров, а на территории Штатов опять их скопилось огромное количество — просто потому, что отправлять в них нечего, а возить пустую тару через океан никто не хочет.