Логистика спотыкается на экспортно-импортном дисбалансе

Втрое подорожали контейнерные перевозки из Китая в Европу через Россию с начала года. Фрахт 40-футового контейнера, отправленного из Шанхая в Роттердам, достигает $8 тыс., рост – 374%. Однако рост ставок не остановил транзитный поток, об этом заявляют РЖД, по данным компании за первые 8 месяцев 2024 года перевезено 870 тыс. ДФЭ, это на 64,5% больше, чем годом ранее.

Основным драйвером роста наряду с перевозками Китай – Европа – Китай выступают транзитные отправки в сообщении Китай – Беларусь – Китай. Показатель вырос на 77,5%, до 389,7 тыс. ДФЭ.

«Одним из факторов наращивания транзитного объема считаю дестабилизацию морского фрахта из-за ситуации в Красном море, на фоне которой крупнейшие морские линии приостанавливали перевозки через Суэцкий канал и перенаправляли свои суда в обход Африканского континента. Это увеличивало время транспортировки и привело к закономерному росту фрахта из-за дополнительных издержек на доставку груза. Необходимость в быстрой доставке и стабильной стоимости стала фактором переориентации, в том числе китайских грузоотправителей с моря на железную дорогу. Таким образом, этот вид сообщения доказал свою востребованность, несмотря на все ограничения», – сообщил Сергей Павлов, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД».

Скорость доставки груза в рамках совместного с белорусскими и казахстанскими железнодорожниками проекта «Объединенной транспортно-логистической компании» (АО «ОТЛК ЕРА») от границ Китая до границ Евросоюза по железнодорожной сети – неделя, что в три-пять раз быстрее, чем доставка морем.

Сергей Григоренко, заместитель генерального директора – коммерческий директор АО «ОТЛК EPA», на встрече TransRussia Connect показал статистику за первые 7 месяцев 2024 года. С его слов, общий объем транзитных перевозок на МТК Восток – Запад достиг показателя в 251 тыс. ДФЭ в обоих направлениях, что почти на 83% больше прошлогоднего показателя. На направлении Китай – Европа грузопоток вырос на 146%, если сравнивать с прошлогодним показателем, до 214 тыс. ДФЭ. А вот в направлении Европы из Китая объем перевозок упал на 27%, до 36 тыс. ДФЭ.

«Попытаюсь объяснить динамику. У нас максимальная балансировка Запад – Восток составляла до 68%, сейчас балансировка – до 13%, поднимается до 15%. К чему это ведет? Это влияет на себестоимость перевозки. Затрачивается больше средств на порожний возврат платформы в точку зарождения китайского груза. Да и китайские экспедиторы подняли ставки на направлении Китай – Европа», – добавил он.

«ОТЛК ЕРА» пытается возвращать порожний контейнер в железнодорожном сообщении, у нас получилось провести порожний поезд из Европы в Китай.

«Теперь Китай смотрит экономику перевозки, и мы ждем реакции от них. Проект либо продолжится, либо экономику будем менять», – резюмировал эксперт.

По железной дороге в сообщении между Россией и Китаем перевезено свыше 161 млн тонн в 2023 году, что на 36% больше чем годом ранее. Представитель российской железнодорожной компании подчеркнул, он в статистике учел как перевозку через железнодорожные пропускные пункты, так и через порты. Однако значительную долю в общем грузопотоке занимали перевозки именно через сухопутные пункты пропуска с Китаем, через них перевезено более 51 млн тонн, рост – 27%.

«Тенденция роста сохраняется и в этом году. За 8 месяцев 2024 года объем перевозок РФ – КНР вырос на 8,7%, до уровня 117 млн тонн. Около половины объема этого грузопотока составлял каменный уголь (более 62 млн тонн, с приростом почти 11% к аналогичному периоду годом ранее – в основном, экспорт). Также заметный вес занимали руда, нефтяные и лесные грузы, химические и минеральные удобрения», – перечислил С. Павлов.

По контейнерным грузам в числе лидеров автомобили, машины, станки, цветные металлы, продовольственные и другие грузы. Всего за 8 месяцев перевезено более 2,4 млн. ДФЭ с приростом 12% к предыдущему периоду. Между тем участники рынка живут и работают в условиях колоссального ограничения. Со слов Леонида Шляхтурова, исполнительного директора ООО «Феско Интегрированный транспорт», в I квартале 2023 года на лимитированные направления компании подтвердили ежемесячный прием 200 контейнерных поездов.

«А в июле 2024 года – только 108, то есть сократили вдвое. Поэтому ломаем поезда не по своей воле и используем автодоставку. Нет другого выхода! Железная дорога не принимает грузы. Везем автотранспортом контейнеры из Красноярска в Иркутск, и из Красноярска в Новосибирск и обратно. Да, автодоставка теперь включена в полном объеме. Как на это реагирует рынок? Сложно! Страдаем, но ищем варианты. Например, научились пользоваться полувагонами», – сказал Л. Шляхтуров на встрече TransRussia Connect.

Сложности с перевозкой экспортно-импортных грузов подтвердил и Егор Брагинец, генеральный директор ООО «Нептун Логистикс Рус». С его слов, если раньше грузы возили в два направления, то теперь фактически только в одно, связанное с Китаем.