На дальнем востоке назревает кризис затоваривания контейнерных терминалов

За последний месяц к нам поступает много запросов по поводу сложностей с контейнерами и поэтому мы считаем нужным донести своё мнение по ситуации, в частности, по Дальнему Востоку.

На сегодняшний день прибывший в порты Дальнего Востока импорт забил практически все мощности хранения контейнеров на морских и тыловых терминалах Приморья, и ситуация только ухудшается. Главная причина – острый дефицит железнодорожных вагонов под погрузку: для отправки груженых контейнеров в центр страны не хватает ни фитинговых платформ, ни полувагонов. Фитинговые платформы с экспортом не доходят в нужном количестве до Дальнего Востока, а полувагонов для вывоза всего импорта стало критически не хватать. 

Наши эксперты подтверждают, что скопление импортных контейнеров и рост средних сроков их хранения на терминалах наблюдается с мая 2024 года: это связано с дисбалансом импорта и экспорта из-за ограничений на отправку экспортных поездов в сторону Дальнего Востока.

Добавим: этот дисбаланс существует давно, но в последние месяцы показатель вырос в полтора раза и нивелировать разницу между входящими и исходящими грузопотоками» имеющиеся технологии уже не позволяют.

Сложности присутствуют из-за количества брошенных полувагонов на Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах, но основные проблемы – это станции перегрузки контейнеров из полувагонов на платформы на Западно-Сибирской железной дороге. Эти станции забиты контейнерами и испытывают дефицит из-за малого подхода платформ.

Терминалы Московского транспортного узла, где с начала года, наоборот, начали скапливаться не только порожние контейнеры из-под импортного груза, но и груженый экспорт, фиксируют резкое снижение импорта с Дальнего Востока. Всего за шесть месяцев 2024 года снижение объемов импорта составило 11% к прошлогоднему уровню, причем во втором квартале падение усилилось до 15%.

Многие участники рынка убеждены, что избыток контейнеров с импортом на Дальнем Востоке – прямое следствие серии ограничений РЖД на отправку контейнерных поездов по Восточному полигону во встречном направлении – с экспортными контейнерами из центра страны. С декабря прошлого года РЖД усилили контроль за соблюдением требований по загрузке контейнерных поездов (поезд должен состоять из не менее чем 71 условного вагона и быть загружен на 92%), в результате чего операторам стало сложнее собрать крупную экспортную партию груза из центральных и западных регионов на Дальний Восток.

Напомним, что в начале 2024 года были отменены преференции для отправок контейнерных поездов по Восточному полигону, действовавшие в 2022-2023 годах, в результате чего количество «наряд-заказов» на отправку контейнерных поездов из центра страны на восток сократилось на 50%, что только усилило дисбаланс в объемах экспортных и импортных грузопотоков.

Хочется надеяться, что нынешний коллапс на Дальнем Востоке будет преодолен в ближайшее время, но вот уверенности в этом всё меньше и меньше.