Независимые платформы бронирования перевозок являются решением самых болезненных проблем контейнерной индустрии

Расчеты аналитического агентства Drewry показывают, что  интернет-платформы бронирования контейнерных перевозок могут эффективно решить наиболее болезненные проблемы индустрии, а именно фундаментальный дисбаланс спроса и предложения и волатильность ставок.

В новом исследовании, проведенном Drewry совместно с Cyberlogitec, отмечается, что волатильность ставок, которая является серьезной проблемой для всех участников рынка, коренится в принципиальных различиях самой природы двух частей уравнения.

На стороне предложения линии, закупая тоннаж и разрабатывая расписания и маршруты своих сервисов, стремятся к долгосрочной стабильности, на основе которой можно планировать эффективные цепочки поставок. При этом они резко ограничивают свои возможности по гибкому реагированию на потребности рынка. На стороне спроса, объемы абсолютно нестабильны и непредсказуемы: к всевозможным сезонным факторам добавляются факторы политической нестабильности, валютных колебаний, изменения торговой политики и погодных условий.

По данным Drewry, в интервале двух недель изменение ставок на маршрутах перевозок через Тихий океан может достигать 94%, а на трейде Азия- Северная Европа — 324%. Средняя амплитуда колебаний на двухнедельных отрезках  составляет для Транстихоокеанских маршрутов 9,0%, для сервисов из Азии в Северную Европу — 24,6%.

Долгосрочные контракты являются решением, позволяющим обеспечить некоторую стабильность и предсказуемость. Тем не менее, по оценкам Drewry, на спотовые рынки приходится около 45% объемов перевозок между Азией и Западным побережьем Северной Америки и до 70% перевозок в Северную Европу.

Конфликт между волатильным по природе спросом и статичным предложением порождает колебания уровня загрузки судов, и как следствие, ставок. Волатильность же ставок является серьезной проблемой не только для перевозчиков, но и для всех других участников рынка.

Для судоходных линий волатильность ставок на стратегическом уровне затрудняет прогнозирование будущих доходов, что влияет на стоимость денег. На тактическом уровне она затрудняет возможность закладывать в ставки колебания себестоимости, связанные, например, с изменениями цен на бункер или терминальный сервис.

Для грузоотправителей она имеет обратный эффект: при относительно стабильных доходах волатильность ставок вызывает значительные колебания затрат. И поскольку большинство грузоотправителей устанавливают свои цены на 6–12 месяцев вперед, колебания стоимости фрахта может заметно влиять на их прибыли.

Для экспедиторов постоянно меняющиеся ставки делают невозможной продажу услуг океанской перевозки по более или менее фиксированной цене. Необходимость постоянно отслеживать меняющуюся ситуацию и вносить коррективы для поддержания рентабельности значительно удорожает себестоимость их операций.

Использование онлайн-платформ позволяет судоходным линиям и их клиентам заключать контракты за несколько месяцев вперед. Таким образом, платформы способны лучше отражать и визуализировать будущий спрос. Опережающая визуализация динамики спроса и ставок на перевозку, в дополнении с гарантированными будущими объемами по уже заключенным контрактам, должна позволить линиям лучше прогнозировать доходы, более эффективно управлять предложением, что для их клиентов означает повышение качества и надежности сервиса и снижение волатильности ставок.

Симуляция Drewry показала прямую зависимость между степенью проникновения платформ и волатильностью ставок. Расчеты аналитика показывают, что при переводе 100% закупок услуг фрахта на онлайн-платформы волатильность может быть снижена на до 70%.