Рынок ищет дополнительные возможности для вывоза контейнеров из дальневосточных портов

Транспортные маршруты приходится ломать, в этом признался Леонид Шляхтуров, исполнительный директор ООО «Феско Интегрированный транспорт». Причем перевозчики и грузовладельцы вынуждены это делать не по собственной воле. Сегодня владельцы груза и собственники подвижного состава решают задачу по вывозу контейнеров из дальневосточных портов. Такое уже было. Но тогда, два года назад, заторы связывали с нехваткой мощностей в дальневосточных портах. Сегодня заторы в портах не связаны с пропускной способностью дальневосточных терминалов, они получили развитие. Сейчас ситуация отлична от той, что была в прошлом, сейчас — заторы в портах из-за отсутствия подвижного железнодорожного состава. Происходит это из-за того, что грузовладельцы получили колоссальное ограничение.
В I квартале 2023 года на лимитированные направления западных локаций нам было подтверждено 200 контейнерных поездов в месяц, а в июле 2024 года – 108 наряд-заказов, сообщил Л. Шляхтуров. Получается, владелец железнодорожной инфраструктуры вдвое сократил мощности морского перевозчика. Ситуацию подтвердил Егор Кичигин, заместитель директора по продажам и клиентскому сервису ПАО «ТрансКонтейнер». С его слов, железная дорога срезает наряд-заказы на контейнерные поезда, идущие в порты. В августе компания отправила не больше двух сотен контейнерных поездов, на такой объем подавалась заявка, а только 145.
«Больше трети из них – с Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог, куда мы физически вагоном приехать не можем. Потому что есть ограничения по погрузке порожняка на этих дорогах. Какое правильное решение? РЖД должны давать квартальные наряд-заказы, чтобы грузовладельцы и собственники подвижного состава могли планировать. Сейчас мы получаем наряд-заказы 30 июля, а собрать поезда в полном объеме, собрать сертификаты, оформить таможенное разрешение и так далее просто не успеваем на все сто груженых контейнеров!» – объяснил он.
Разрешение на погрузку дает владелец железнодорожной инфраструктуры. Но это разрешение участники перевозочного процесса получают слишком поздно, подчеркнул Кичигин.
«Грузоотправители и организаторы контейнерных поездов не успевают подготовиться. Угадать, что согласуют РЖД, невозможно..» – сообщил он.
Если раньше возили в два направления, то теперь фактически только в одно, связанное с Китаем, об этом сказал Егор Брагинец, генеральный директор ООО «Нептун Логистикс Рус». С его слов, изменить ситуацию коренным образом можно всего двумя способами.
«Первый способ – необходимо развивать Большой порт Санкт-Петербурга и Октябрьскую железную дорогу, а второй – развивать Севморпуть. К нему раньше относились, как в фантастическому проекту, сейчас это реальность, данность, перевозки осуществляются в рабочем режиме. Других вариантов я не вижу», – признался Брагинец.

Чтобы исправить ситуацию в дальневосточных портах, Минтранс совместно с РЖД, операторами контейнерных терминалов и грузоотправителями создали специальный штаб.
Как рассказал на ВЭФ замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов, благодаря ряду мероприятий сегодня вывозные характеристики железной дороги превышают 3,3 тыс. контейнеров, что на 15% выше уровня ноября 2022 года. Этот объем мероприятий позволяет не допустить перетарки дальневосточных портов, подчеркнул он.
Три четверти полувагонов уходят из дальневосточных портов порожними, об этом в ходе ВЭФ заявили участники контейнерного рынка. По оценкам главы компании «Фининвест» Александра Кахидзе, железнодорожные операторы ежемесячно вывозят с Дальнего Востока только 90 тыс. TEU, тогда как весь объем прибывающего импорта составляет 115 тыс. TEU в месяц. Итого с конца мая 25 тыс. TEU не вывозят ежемесячно. Ситуация привела к блокировке работы портов, есть сложности и в работе тыловых терминалов. Но, удивительно, контейнеры в полувагонах создают сложности в работе станций в Сибири. Здесь уже не хватает инфраструктуры для выгрузки контейнеров из полувагонов, об этом в ходе дискуссии, состоявшейся на ВЭФ, сказал глава «Уголь-Транса» Хасян Зябиров
«Восточно-Сибирская дорога переполнена, там негде выгружать. Красноярская дорога – то же самое. Допустим, СУЭК могла бы дать туда полувагоны свои, потому что все равно там уголь везет, но негде перегружать», – сказал он.
Да, участники рынка заявляют о планах по строительству ТЛЦ. Но в реальности инфраструктуры для перегрузки контейнеров из полувагонов на фитинговые платформы нет.