Грузы в контейнерах вносят в ВВП страны наибольший вклад, если сравнивать их с другими грузами. Однако их приоритет на лимитирующих направлениях железнодорожной сети – невысокий, и главное – контейнерные поезда могут обойти на лимитирующих направлениях, если грузовладелец усилит позицию отдельным поручением или соглашением.
Инфраструктура развивается, но ее все равно не хватает, такое мнение высказал Сергей Авсейков, исполнительный директор ЕСП. Поэтому участники рынка грузовых перевозок вынуждены строить логистические маршруты в условиях короткого, даже сиюминутного горизонта планирования. Например, если перед РЖД поставили задачу закрыть потребности по северному завозу, то контейнерные поезда вынуждены переждать на запасном пути. Среди непопулярных решений, которые контейнерные операторы пережили в последнее время, С. Авсейков назвал и увеличение длины поездов до 71 условного вагона. Операторы признают это решение как непопулярное, а РЖД уже готовят запуск контейнерных поездов в сто и более условный вагон.
«Система ручной подстройки – среда, в которой мы живем», – сказал С. Авсейков.
ЕСП прогнозирует в ближайшие два года существенный рост спроса на грузовые перевозки. С. Авсейков назвал его взрывным, но тут же оговорился, рост спроса может быть остановлен ограничениями. Нивелировать их предложено математическим расчетом. С. Авсейков предложил изменить подход к учету грузов: «Нельзя упираться в тяжелые грузы, наши перевозки – продукция высокого передела. Они более выгодны для экономики страны», – сказал он.
ЕСП посчитал вклад контейнеризированных грузов, идущих в экспортном направлении, в ВВП страны. И если верить расчетам, то в 2023 году они принесли в 4,5 раза больше прибыли, чем уголь.
«Контейнеры для государства – это выгодно!», – воскликнул С. Авсейков.
Прямой экономический эффект за счет производства товаров составил 1,2 млн руб. Налоговые поступления в бюджет составили 166 тыс. руб. В 2023 году по Восточному полигону перевезено экспортных грузов в контейнерах 21 млн тонн, стоимость их – 1,76 млрд руб., налоговый эффект – 142 млн руб., продолжил С. Авсейков. Для сравнения, в 2023 году по Восточному полигону перевезено 191 млн тонн угля, стоимость его – 1,4 млрд руб., и 33 млн тонн нефти, стоимость – 1,1 млрд руб., налоговый эффект последней – 147 млн руб.
«РЖД должны изменить показатель эффективности грузовой перевозки. Нужно ввести показатель экономического эффекта. И дорогу давать не самым тяжелым, а самым эффективным, в том числе, и для ВВП стран», – заключил С. Авсейков.